Главная » Отношения » Родительское собрание "знакомство с родителями". Родительское собрание "знакомство с родителями" Примерный план рассказа

Родительское собрание "знакомство с родителями". Родительское собрание "знакомство с родителями" Примерный план рассказа

Игры используются на первом родительском собрании, когда воспитатель знакомится с родителями и знакомит их друг с другом. Можно это сделать традиционным способом (он всем известен), а если на время забыть, что мы - взрослые, то... поиграть.

Игра в имена . Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Ольга - ослепительная улыбка, легка на подъем, вегетарианка, голубоглазая...

История имени . Все участники собрания рассказывают, каким образом они получили свое имя и что оно означает. Можно также рассказать о своей фамилии. Это очень интересная информация не только для родителей, но и для детей.

Моя социальная роль . Воспитатель называет свое имя и свою значимую социальную роль: «Я - воспитатель». Затем по порядку каждый родитель называет свою социальную роль.

Буквы имени . Предлагается пофантазировать, на что похожи буквы имен участников, какой они имеют характер, какого они цвета, «добрые» или «злые» и т. д. Можно при анализе одной и той же буквы использовать разные подходы, чем их больше, тем интереснее и тем лучше запоминается образ человека, представившего свое имя. Желательно при повторении букв подбирать каждый раз новый образ.

Бинго. Лист бумаги делится на 8 10 частей. В каждой части записывается фраза. Эти фразы могут быть заготовлены заранее классным руководителем, а могут быть составлены самими участниками родительского собрания. Разговаривая друг с другом, родители находят среди участников собрания людей, в чем-то на них похожих. Например, «родился в феврале», «люблю тихие вечера», «у меня большая коллекция марок», «нравится зима», «люблю море» и т. д. Участникам надо найти как можно больше людей, которые имеют сходные с ними качества.

Любимые животные . Каждый участник рисует или называет свое любимое животное и рассказывает, чем оно его привлекает, как оно связано с его характером. Можно ситуацию сопровождать действиями и движениями, характерными для данного животного.

Представление самого себя и своего соседа . Участники разбиваются на пары. Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать небольшие группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем группа представляет своих членов всем родителям.

Предмет моего детства . На столе раскладывают различные предметы. Это могут быть мячик, кукла, записка и др. Каждый выбирает для себя тот предмет, который связан с его детством, и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

Фильм, который я бы снял . Участникам предлагается обсудить, какой эпизод из своей жизни они бы хотели экранизировать, какой жанр фильма считают приемлемым для этого (научно-популярный, документальный, художественный). Каких режиссеров и актеров они бы пригласили? Почему?

Знакомство-представление . Каждый должен познакомиться со своим соседом и представить его всем. При этом необходимо обращать внимание на положительные личностные характеристики, которые могли бы заинтересовать всех присутствующих.

Представление соседа . Каждый родитель выбирает себе пару среди присутствующих. Далее идет общение по принципу журналистского интервью. Представление соседа происходит с учетом регламента (1-2 мин), юмористический компонент в сообщении поощряется. В завершение представления определяется пара-победитель.

Хобби . Каждый участник изображает на бумаге символ своего увлечения. Разговаривать при этом запрещается. Участники должны, используя только наглядное представление, найти партнера, т. е. того, у кого сходные с ним интересы. Далее идет презентация друг друга с определением точности совпадения.

Завяжем узелки. Участникам раздают нити длиной 30 -40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. В результате образуется одна общая нить. Далее каждый рассказывает о том, что их объединило в общую систему.

Мне правится . Родители садятся в круг. Учитель стоит в центре и говорит: «Мне нравятся те, у кого светлые глаза (или короткие стрижки, или те, кто носит очки и т. д.)». Те, к кому этот признак имеет отношение, встают со своих мест и занимают стулья, освобожденные другими. Учитель также участвует в этой игре. Тот, кто остался без места, продолжает игру.

Комплимент . Участники становятся в круг. Передавая друг другу карандаш или ручку, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые наиболее наглядно представляют образ данного человека.

Доброе слово . Один из родителей садится на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле участника. Игра продолжается 5-7 мин.

Строим квадраты. Для игры нужна веревка длиной 7-8 м, концы которой связаны, и платки, чтобы завязать глаза. Приглашаются 8 добровольцев. Учитель завязывает им глаза, их ставят в круг и дают в руки веревку. Затем предлагают задание: разойтись так, чтобы образовался квадрат. При выполнении упражнения можно разговаривать друг с другом, советоваться. Остальная часть группы молча наблюдает за происходящим. По окончании упражнения все обсуждают действия, которые были проделаны группой. При желании упражнение можно повторить.

Строим башню . Для построения башни берут любые предметы. Ее можно строить из различных коробок, пластмассовых бутылок, соломинок для коктейля и других имеющихся под рукой материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить как можно более высокую и устойчивую башню. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Победителем будет та группа, чья башня самая высокая и прочная. Основная цель данной игры - показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела.

Фауна. Каждый из участников выбирает, какое животное, птицу рыбу, растение он попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Группа угадывает, кто какое существо изображал, и обменивается мнениями.

Мимика. Участники родительского собрания делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает другой какую-нибудь фразу или пословицу с помощью мимики и жестов.

Жесты. Один из участников показывает какой-либо жест своему соседу. Тот повторяет показанный жест и добавляет свой. Следующий участник повторяет два предыдущих жеста и показывает свой и т. д.

Посидите на стуле так , как сидит: председатель экзаменационной комиссии; обезьяна, передразнивающая кого-либо из присутствующих; дрессированная собака; невеста на свадьбе, и т. д. Все эти роли можно связать с обсуждаемой проблемой, чтобы в такой шутливой форме акцентировать внимание на отдельных аспектах.

Хлопки . Воспитатель задает темп, в котором каждый участник хлопает в ладоши - по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное - не сбиться с темпа. По команде учителя меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путем изменения ритма, силы хлопка и т. д.

Разговор . Произнести короткую фразу из одного слова с разной интонацией: тихо, громко, злобно, заикаясь, нежно, скорбно, с удивлением, вызывающе, интригующе и т. д.

Определи цвет. Один из родителей выходит из комнаты. В его отсутствие остальные выбирают один из цветов (красный, синий, желтый, зеленый или черный). После того как отсутствующий вернется, все участники по очереди начинают показывать при помощи жестов, мимики, телодвижений задуманный цвет. Участник должен его угадать.

Компьютер . Всем участникам раздают буквы. По команде воспитателя участники выстраиваются в алфавитном порядке. Воспитатель называет пословицу, поговорку или строчку из стихотворения, и участники «печатают» ее, отхлопывая каждый свою букву, знак препинания. Все вместе отхлопывают паузы.

Озвучивание . Одна команда придумывает ситуацию и проигрывает ее без слов. Другая команда должна создать по этой «немой» сцене сценарий. Затем вторая команда проигрывает свою ситуацию, а первая создает сценарий. В завершение игры идет обмен мнениями.

Зеркало группы . Педагоги вешают на стену заранее оформленный плакат и просят родителей по очереди представиться. Каждый родитель коротко рассказывает о себе, а педагоги в это время фиксируют его анкетные данные и увлечения на плакате (см. таблицу). Плакат должен висеть в приемной группы на протяжении нескольких дней после встречи, чтобы каждый родитель мог в любое время обратиться к этим сведениям. На последующих встречах можно предложить родителям носить нагрудные таблички с именем и фамилией. Родители получают общую информацию о тех, с кем они знакомятся. В графу с надписью «Больше всего я люблю делать...» может вноситься разнообразная информация. относящаяся как к сфере профессиональной деятельности, так и касающаяся личных интересов родителей. Подобная процедура знакомства занимает немного времени и может с успехом использоваться даже в многочисленных группах. Поскольку вся информация об участниках фиксируется в письменном виде, ею всегда можно воспользоваться в нужный момент.

Вариант: все родители пишут информацию о себе на отдельные карточки и приклеивают их на плакат или демонстрационный стенд.

Фамильная символика . Педагоги предлагают каждому родителю нарисовать на визитной карточке около фамилии какой-либо рисунок, изображение или символ, с помощью которого другие участники могли бы лучше запомнить фамилию. В ходе выполнения задания родители могут советоваться и помогать друг другу при рисовании. После того как каждый участник нарисует свой символ (или во время знакомства, представления себя), он поясняет, какая связь существует между нарисованным им символом и его фамилией. Этот метод способствует установлению в группе благоприятного психологического климата, что очень важно на первой встрече, когда некоторые родители могут испытывать психологический барьер. Визитные карточки должны быть достаточно большими. Рисунки делают фломастером, чтобы они были хорошо видны даже с большого расстояния.

Родительское собрание «Здравствуйте! Будем знакомы».

Продолжительность мероприятия : 60 мин.

Участники собрания : родители, классный руководитель, учителя-предметники (по желанию).

Тип мероприятия : первое родительское собрание в 5 классе.

Форма проведения: информационно-практическая беседа.

Цель: познакомиться с родителями и создать настрой на дальнейшее сотрудничество родителей, классного руководителя и учителей.

Задачи:

1. Содействовать процессу активного участия родителей в жизни школы и класса.

2. Содействовать установлению благоприятного психологического микроклимата между родителями, детьми и учителями.

3. Познакомить родителей с учителями - предметниками, которые будут работать с детьми.

4. Провести выборы родительского комитета.

Ожидаемые результаты.

Родительское собрание поможет создать положительный настрой на дальнейшую работу и сотрудничество с родителями.

Время проведения: в начале учебного года .

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, ручки, бумага для заметок, рисунки «Дерево желаний», вопросы для игры «Знакомство», шаблон визитки.

Подготовительная работа к собранию:

1. Изучение литературы по теме родительского собрания.

2. Подготовить презентацию о педагогах, работающих в данном классе.

3. Перед собранием подготовить и передать родителям анкеты. (Заполненные анкеты родители должны принести на собрание и отдать классному руководителю).

4. Празднично оформить классный кабинет.

Структура собрания.

Этапы

Деятельность, способы, приемы

Примерная продолжительность этапа

Организационная часть

1.Вступительное слово учителя.

2.Изготовление визиток.

2 мин.

3 мин.

Основная часть

3.Знакомство с классным руководителем.

4.Игра «Знакомство».

5.Презентация «Будем знакомы» об учителях класса.

6. Проблемы и советы.

7.Игра «Очень хорошо»

8. «Дерево желаний».

9.Выборы родительского комитета.

10 мин.

5мин.

10мин.

5 мин.

5 мин.

5мин.

10мин.

Итог.

Рефлексия.

10. Заключительное слово учителя.

«Хлопаем в ладоши»!

5 мин.

1. Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители, здравствуйте! Я поздравляю Вас с радостным событием! Ваши дети повзрослели! Они стали учениками 5 класса и у них начинается совершенно новая, но интересная жизнь. Какой она будет? Этот вопрос волнует сейчас не только Вас, но и меня, классного руководителя ваших детей. Как сложатся отношения между учениками, с какими трудностями им придется столкнуться и как сделать так, чтобы этих трудностей было меньше? Как видите, перед нами задача со многими неизвестными. Но прежде, чем мы приступим к поиску решений, давайте познакомимся!

2. Изготовление визиток.

Я предлагаю Вам сделать визитку. Это поможет нам лучше узнать друг друга и нам будет проще общаться во время собрания. Пусть ваша визитка отразит то, какое обращение к себе вы хотели бы слышать, и ту информацию, о себе которую вы считаете важной. Шаблон визитки и ручки на столах. Родители работают над созданием визиток.

А теперь мы определим некоторые правила, которые необходимо соблюдать во время нашего первого с вами разговора. Мы не будем никого критиковать, и ругать, оценивать и осуждать. Наша задача сегодня узнать друг друга и создать атмосферу взаимного расположения и доверия.

3. Знакомство с классным руководителем.

Итак, будем знакомы! Я ваш новый классный руководитель. Меня зовут…. Далее рассказ по плану.

Примерный план рассказа.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Возраст.

3. Образование, специальность.

5. Награды.

6. Семейное положение.

7. Особенности характера.

8. Требования к родителям и детям.

9. Связаться со мной можно по телефону_____ или по электронной почте ___.

10.Личный сайт педагога.

А теперь стоит познакомиться друг с другом.

4. Игра «Знакомство».

Цель игры: снижение уровня эмоционального напряжения между участниками встречи и установление контакта; в процессе игры как можно больше узнать друг о друге.

Правила игры. Все родители рассаживаются по кругу. Классный руководитель начинает игру «Знакомство». Он встает в центр круга. Предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком. Называет этот признак. Например «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок». Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру.

Лучше заранее приготовить наводящие вопросы и написать их на карточках. Ведущие вытягивают карточку и читают вопрос. Могут предложить свой.

Примерные вопросы для игры. Поменяйтесь местами те, …..

Кто любит петь.

- кто занимается спортом.

- кто умеет шить и ремонтировать.

Кто умеет играть на музыкальном инструменте.

Кто помогает своим детям делать уроки.

Кто любит Новый год.

Кто готов с нами пойти в поход.

Кто готов мне помогать в воспитании детей.

Спасибо за работу! Вот мы и узнали немного друг о друге.

5. Презентация «Будем знакомы» об учителях класса.

А теперь разрешите представить Вам учителей, которые будут работать с вашими детьми. Классный руководитель представляет тех педагогов, которые пришли на собрание. Выступление учителей - предметников.

С остальными учителями познакомить, используя презентацию.

Показ презентация «Будем знакомы» , в которой классный руководитель рассказывает об учителях.

Примерный план рассказа об учителе.

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Образование, специальность.

4. Сколько лет работает в школе.

5. Результаты работы. Награды.

6. Требования.

7. Фотографии.

6. Проблемы и советы.

Жизнь детей при переходе из начальной школы в 5 класс меняется. И эти изменения очень заметны. Возникает ряд серьезных проблем. Сразу хотелось бы Вас предупредить об этих изменениях.

Проблема №1 — новые условия обучения.

В начальной школе с ребенком постоянно работает один учитель. Обычно педагог хорошо знает, какие способности у детей и поэтому может в любой момент помочь им разобраться в сложной теме, поддержать и ободрить в трудной ситуации. Кроме того, занятия проходят в одном кабинете, а вокруг одноклассники. Однако при переходе в среднее звено ученик сталкивается с тем, что все привычное и понятное вдруг изменяется. Появляются новые предметы и занятия проходят в отдельных кабинетах. Каждый учебный предмет ведет определенный учитель. Где находится кабинет? Как зовут учителя, и какой предмет он ведет? Все это надо запомнить.

Проблема№2 — требования к ученику.

Разные учителя предъявляют разные требования. Кто- то из них попросил завести общую тетрадь для работы в классе, а кто-то — простую. Учитель географии требует приносить на каждый урок контурные карты. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей. На уроках истории требуют документально подтвердить свое выступление. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать.

Проблема№3 — отсутствие постоянного контроля классного руководителя.

При переходе учащихся в среднюю школу классный руководитель не может постоянно следить за учениками, за их поведением, за подготовкой домашних заданий, не может полностью организовать их досуг после уроков. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей не нужны. А значит, можно что-то не выполнить, и возможно никто этого даже не заметит.

Как видите, уважаемые родители, проблемы очень серьезные. Более детально и подробно мы поговорим на следующих собраниях. А сейчас разрешите дать вам ряд советов. Вы поможете своему ребенку, если будете выполнять следующие рекомендации.

1.Проявляйте интерес к делам ребенка, общайтесь и обсуждайте с ним итоги прошедшего школьного дня.

2.Помогите выучить имена новых учителей.

3.Недопускайте физических мер воздействия.

4.Поощряйте ребенка, и не только за учебные успехи.

5.Предоставьте ребенку самостоятельность в учебной работе.

6.Организуйте контроль учебной деятельности ребенка.

7.Создавайте условия для развития самостоятельности. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

8. Так как пятиклассники стремятся быть лучшими, Вам необходимо поддержать их. Не унижайте и не обижайте детей. Ведь вернуть, потом любовь и уважение к себе будет трудно.

7. Игра «Очень хорошо».

И первое чему мы сегодня научимся - это поддерживать то прекрасное стремление, которое есть у наших детей. Я знаю 42 способа сказать фразу «Очень хорошо». А Вы сколько?

Родители предлагают различные варианты.

Примерные ответы.

Ты сейчас на правильном пути

Чудеснейше!

Тебе это удалось

Правильно!

Это хорошо

Я горжусь тем, как ты поработал

Ты делаешь это очень хорошо

Я счастлива, видеть эту работу!

Хорошая работа

Ты близок к истине

Мои поздравления! Это то, что надо!

Я знала, что ты можешь это сделать

Ты быстро учишься

Работая так, ты добьешься успеха

Я не сумела бы сделать лучше

Это правильный путь

День ото дня это тебе удается лучше

Очень приятно видеть таких умных детей

Чрезвычайно!

Твой мозг поработал на славу

Отлично!

Ты добьешься успеха

Прекрасно!

Это - замечательная работа

Ты делаешь это красиво!

Ты прав!

Как ты много сделал!

Так держать!

Умница!

Я горжусь тобой

Поздравляю!

Молодец!

Мне нравится ход твоих мыслей

Я никогда не видела ничего лучше

Значительный прорыв!

Ты сегодня бесподобен!

Это - твоя победа

Это уже успех

Искренне рада за тебя

Грандиозно!

Твоя работа принесла мне много радости

Я верю в тебя!

М олодцы родители! Я уверена в том, что теперь вы легко найдете слова, для того чтобы выразить благодарность своему ребенку, похвалить его за выполненную работу.

8. «Дерево желаний».

Дерево желаний.

Приступая к учебной и воспитательной работе с детьми, я хотела бы посоветоваться с Вами, уважаемые родители. На столах у вас лежат листочки бумаги, на которых нарисовано дерево - «Дерево желаний».

На каждой ветке дерева вы можете написать ответы на следующие вопросы.

1. В проведении, каких мероприятий класса я мог бы оказать помощь?

2. Какие мероприятия в классе надо обязательно провести?

3. Какие интересные мероприятия были в вашей школьной жизни?

4.Какие обычаи и традиции были в вашем классе, которые были бы значимы для сегодняшних учеников?

5. Какие проблемы воспитания вас волнуют?

Родители вписывают свои ответы и отдают классному руководителю. На основе данных записей можно будет спланировать совместную работу классного руководителя, родителей и учеников.

9. Выборы родительского комитета.

Для того чтобы наше сотрудничество было более продуктивным и тесным, необходимо выбрать родительский комитет класса. Есть ли желающие? Ваши предложения? Обсуждение. Голосование.

Уважаемые родители, благодарю Вас за то, что Вы пришли на нашу первую и совсем не последнюю встречу. И если у вас возникнут какие-то вопросы, претензии, пожелания, если вам надо будет со мной посоветоваться, побеседовать об успехах-неудачах своего ребёнка - я буду рада вам помочь. А теперь я попрошу Вас отдать мне анкеты. Тех, кто не смог этого сделать дома я попрошу задержаться и заполнить «Анкету для родителей» .Это очень важная информация для меня, она поможет мне в работе с детьми.

10. Рефлексия.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Вы правы. Нет! Для этого нужна вторая ладошка. Ведь хлопок - это результат действия двух ладоней. Так вот, учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, то есть Вас, дорогие родители, учитель бессилен. Отсюда можно вывести хорошее правило: только сообща, все вместе, мы преодолеем трудности в воспитании и учебе детей. Так давайте все вместе похлопаем. Учитель своей ладошкой прикасается к ладоням родителей. Затем предлагает завершить собрание аплодисментами. Начинает хлопать классный руководитель, дальше по порядку родители, один за другим.

Шаблон презентации.

Литература.

1. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания 5-11 классы»,М., «ВАКО», 2004

2. Алоева М.А., Бейсова В.Е. «Настольная книга классного руководителя. 5-8 классы», Ростов н/Д, Феникс, 2005 (Сердце отдаю детям).

Источники.

Приложение.

Анкета для родителей

1) Ф.И.О.

Мама: ________________________________________________________________
2) Телефоны
домашний: _____________________________________________________________
сотовый:

e-mail ________________________________________________________________
3) Домашний адрес

4) Место работы, должность, рабочий телефон
мамы: ________________________________________________________________
папы: ________________________________________________________________
5) Количество детей в семье, где обучаются: ________________________________________________________________

6) Образование (высшее, неполное высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее):
мамы: _______________________________________________________________
папы: _______________________________________________________________
7) Социальное положение (рабочий, служащий, предприниматель, студент, пенсионер, безработный, инвалид):

мама: ________________________________________________________________

папа: ________________________________________________________________
8) Социальный статус (подчеркнуть):

полная семья, малообеспеченные, многодетные, семьи-беженцы, семьи ликвидаторов ЧАЭС, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи (одинокие матери, воспитывает детей мать, воспитывает детей отец), проживают с родственниками (под опекой с выплатой пособия, под опекой без выплаты пособия, без оформления опеки)

9) Увлечения ребенка : ________________________________________________________________

10) Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.): ________________________________________________________________

11) Дополнительные сведения: ________________________________________________________________

Цели: создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей; выявление проблем и обозначение основных ориентиров в работе; формирование коллектива родителей.

Участники : родители, классный руководитель, школьный психолог.

Оборудование: анкеты для родителей, ватман, краски, карандаши, фломастеры, бумага для проведения игр; вырезанные из бумаги фигурки елочек с напутствием учителя.

Оформление встречи : для создания более раскрепощенной свободной атмосферы целесообразно организовать встречу с чаепитием, поэтому необходимо продумать и подготовить все необходимое к чайному церемониалу.

Ход встречи

Слово учителя. Здравствуйте, мои новые коллеги... Коллеги, потому что впереди у нас - долгая и непростая дорога, идти по которой нам нужно вместе. Совсем недавно вы привели сюда своих малышей - моих учеников - и теперь вы по праву являетесь членами родительского клуба нашего класса. Я смотрю в ваши такие разные глаза, всматриваюсь в настороженные лица, точь-в-точь как у ваших детей, и снова думаю о том, какое трудное и ответственное дело у нас с вами в руках...

Что ж, давайте возьмемся за него вместе.

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.

Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.

Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот в чем дело!».

Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока она доберется до земли. Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был ее родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с лица земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.

В. Астафьев

Учитель . Вы, конечно, поняли, в чем состоит иносказательный смысл этой истории. Ваши любимые ребятишки пришли в школу, где их ожидает много трудностей, испытаний, обид и поражений, взлетов и падений. Они - как хрупкие беззащитные елочки, которым нужно выжить в новом мире, найти свое место в нем и закрепиться... Нам же, дорогие коллеги, предстоит выполнять роль того самого прародителя, который должен дать силы новому растению... Трудная, порою неблагодарная, но очень почетная миссия. Согласитесь.

Что ж, пора браться за работу. Помните, один мудрец говорил: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека.) Предлагаю обозначить наш маршрут. Сейчас вам будут предложены анкеты, цель которых выяснить круг родительских интересов.

Варианты анкет

1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с возможными темами родительских собраний и отметьте те из них, которые вызывают интерес. Если в данном списке нет темы, которая вам интересна, укажите ее, пожалуйста.

Как помочь ребенку адаптироваться к школе.

Режим дня школьника: важность, возможности и проблемы.

Как помогать ребенку при подготовке домашних заданий.

Как учитывать при воспитании темперамент ребенка.

В мире «нехочух»: что делать при проявлении детского упрямства.

Что-то еще.

2. Какую помощь психолога вы хотели бы получить во время тематических родительских собраний?

3. Предполагаете ли вы принимать участие в тематических родительских собраниях по выбранным вами темам? (Отметьте один из вариантов ответов.)

Скорее да.

Если будет возможность.

Скорее нет.

4. Напишите, какие дни недели, какое время наиболее удобно вам для участия в тематических родительских собраниях.

5. Сообщите, пожалуйста, ваше имя и контактный телефон: _________________

6. Поставьте цифру 1 около самой интересной для вас темы, 2 -рядом с чуть менее интересной и т. д.

Благодарим вас за помощь и готовность к сотрудничеству!

Желательно, чтобы его проводил психолог.

В анкете должны быть предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке. Это будет своеобразным «посланием» психолога родителям, приглашением к сотрудничеству и признанием их права на участие в определении содержания совместных встреч.

Полезно предложить родителям проранжировать выбранные темы по степени интереса, который они вызывают, тогда психологу будет легче выбрать наиболее важные, а также установить их очередность.

При составлении анкеты следует обратить внимание на несколько существенных моментов: четкость и однозначность формулировок; ясность инструкции; доброжелательный тон; наличие приглашения к сотрудничеству; соблюдение принципов безопасности и конфиденциальности. Важно, чтобы родителям была понятна цель проводимого анкетирования.

Смысл заполнения анкеты психолог разъясняет устно или письменно, во вступительном тексте анкеты.

Обработка и анализ результатов анкетирования.

Ориентируясь на частоту выбора темы родителями, а также на уровень их интереса, психолог составляет список тем и устанавливает последовательность встреч. Темы, не вошедшие в число отобранных, но важные с точки зрения психолога, можно обсудить на общих родительских собраниях, представив их в виде тематических сообщений.

Ответы родителей на вопросы анкеты помогут педагогам сориентироваться в ожиданиях родителей. Если они не вполне реалистичны или не относятся к содержанию деятельности классного руководителя, то следует начать планируемое собрание с уточнения того, какие вопросы можно решить в ходе встречи на родительском собрании, а какие - в процессе индивидуальной работы с психологом, классным руководителем.

Информация о наиболее удобном времени встреч дает возможность выбрать оптимальный для проведения собрания день, тем самым повысить посещаемость.

Учитель . Путешествие всегда складывается удачно, если те, кто идут рядом, хорошо понимают друг друга. Но для начала нам с вами нужно поближе познакомиться. Предлагаю чуть-чуть передохнуть, приняв участие в игре «Весь покрытый зеленью». (Для проведения игры необходимо приготовить 2-3 листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.)

Задание . Представьте себе, что вы попали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные краски. Все (повторяю и подчеркиваю), все, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть острова - и за дело.

Суть игры: это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где рисовать «на острове», и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность. Обратите внимание на реплики, которыми обмениваются участники: приказы, просьбы, предложения, советы, наставления...

Кроме того, выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины - тоже неплохо... А есть ли на вашем острове театр? Библиотека? Школа, наконец?

Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.

Учитель . Отдохнули? Я очень внимательно наблюдала за вашими действиями и... Мне кажется, пришло время выбора родительского комитета. Думаю, после игры вам будет это сделать несколько проще. Мне очень нужны помощники- координаторы нашей работы.

Выбор членов родительского комитета.

Учитель. К сожалению, наша встреча в родительском клубе подходит к концу. Очень рада была знакомству с вами. Хочется верить, что это чувство взаимно. Приятно видеть, что совсем небольшое количество времени, проведенное нами вместе, сделало атмосферу в нашем клубе чуть-чуть теплее и доброжелательней. Чтобы закрепить, оставить в вашей памяти это настроение, предлагаю всем вам «закружиться в карусели». Карусели добрых слов и пожеланий. (Родителям предлагается принять участие в игре «Карусель». Для проведения необходимы бумага и ручка для каждого участника.)

Задание. Сейчас мы займемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый из вас получит по письму, в написании которого примут участие все присутствующие. Но прежде подпишите свой лист в нижнем правом углу (имя, фамилия - как вам захочется) и передайте его соседу справа.

У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочется сказать этому человеку; добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.

Для того чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме адресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. Затем этот листок передается соседу справа. Вы же получаете новый лист, на котором можете написать короткое послание следующему участнику игры. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашими собственными именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

В результате такого кругового письма каждый из участников обменивается взаимными «эмоциональными поглаживаниями».

Учитель . Советую вам сохранить этот листочек и в трудные моменты своей родительской жизни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким вы были в самом начале школьной жизни вашего ребенка, в самом начале своего членства в школьном родительском клубе. И еще - на память о нашей первой встрече я хочу подарить каждому из вас символ, смысл которого вам, наверняка, будет понятен. (Учитель дарит каждому родителю вырезанную из плотной бумаги елочку - символ ребенка, пришедшего в школу, нуждающегося в совете, помощи, заботе.) На обратной стороне фигурки можно написать напутствие учителя:

Будьте взрослым и ребенком; будьте мудрым и непредсказуемым.

Не скупитесь на добрые слова своим детям, но и не заискивайте перед ними.

Не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали.

Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружится, что ваши дети хотят вас чему-то научить.

Не бойтесь ошибиться.

Пусть вам будет интересно с вашими детьми.

Учитель . А сейчас, дорогие коллеги, я говорю вам: До свиданья. До новых встреч.

Методическая разработка родительского собрания

«Знакомство с родителями будущих первоклассников».

Цель родительского собрания: Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.
  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)

(На столах в группах лежит цветок, вырезанный из бумаги.)

Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)

С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило :

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.) А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвете, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ . Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

Вы уже получили много советов по воспитанию ребенка. Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии

посторонних людей?

5.Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6.Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов , значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов , то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее , вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Психологические особенности учащихся 1 класса

Ребенок на пороге новой жизни. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни. В этот период меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени общественного положения». Он уже не маленький ребенок, он – школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Адаптация первоклассника к школе . Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих- растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

Особенности психического развития первоклассников . Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены.

Первоклассники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возр. особ.). Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

До школы еще месяц. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

МАТЕМАТИКА

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

ЧТЕНИЕ

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания:

Для вас небольшая памятка от ребенка:

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.
  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас в группах подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто – то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие. Запишите ваши совместные предложения в середине цветка. (Родители заполняют цветок.)

Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

Памятка для родителей будущих первоклассников

1 . Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;

УМК «Школа России» для 1 класса включает в себя завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:

Окружающий мир.

Физическая культура.

Все учебники есть в школе, тетради вы приобрели.

Форма организации обучения.

В 1 классе пятидневная учебная неделя. Ребята учатся с понедельника по пятницу.

В 1 классе– по 35 минут 2 недели по 3 урока в день без внеурочной деятельности; с 3 недели до нового года уроки по 35мин по 4 урока и 1 день- 5 уроков + внеурочная деятельность. Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели;

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

Обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю ;

Внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 5 часов в неделю. (Спортивно-оздоровительное, эстетическое, духовно-нравственное, общекультурное, интеллектуальное направления)

Во второй половине дня в школе будет организована группы продленного дня (если наберется нужное количество заявлений от родителей), где ребята смогут и отдохнуть, и поиграть, погулять, ну и, конечно, дополнительно позаниматься. Сегодня в конце собрания можете написать заявления на принятие вашего ребенка в ГПД.

Питание в нашей школе организовано таким образом: после первого урока кушают учащиеся 1 классов организованно. Деньги на питание собирает классный руководитель в начале недели. Как будем производить заказы? Всем одинаково или кто что хочет? Для тех ребят, кто остается в ГПД, будут организованы горячие обеды.
В 1 классе безотметочное обучение, то есть не ждите отметок от своих детишек. В 1 классе основой упор делается на приобретение учебных навыков. Словесную оценку пока никто не отменял, система поощрений тоже присутствует в первом классе, так что без внимания не останется ни один ребенок. Давайте обсудим систему поощрений, по закону я не имею права вообще оценивать знания детей, будем ли заменять оценки или в этом нет необходимости? Я предлагаю всем завести дневники, надеюсь вы меня поддержите и поможете своим детям при оформлении, в этом возрасте дети часто забывают, что им задано, поэтому проще им будет записать, сначала буду писать сама, потом они сами, кроме того проще будет вам контролировать своих детей.

Родители выбирают родительский комитет;

Идет разговор о школьной форме; о ремонте кабинета.

Экипировка будущего первоклассника.
Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – какие школьные принадлежности необходимы для ребёнка.
1. Школьная форма. Давайте сейчас ее обсудим.
2. Не менее важно подобрать обувь ребёнку. Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Длительное их ношение приводит к повышенной потливости ног. Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
3. В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердел чтобы и не потрескался), с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см.
4. Пенал – некруглый, не железный. В нём:
● 2 обычные шариковые ручки,
● набор цветных шариковых ручек,
● 2 остро отточенных простых карандаша ТМ,
● цветные карандаши,
● ластик (стиральная резинка)
● точилка.
5. Тетради: в косую линию в мелкую клетку с полями. 2 тетради в крупную клетку.
6. Деревянная линейка (20 – 25 см)
7. Ножницы с тупыми краями.
8. Клей-карандаш или ПВА.
9. Альбом для рисования (толстый).
10. Цветная бумага (А 4).
11. Цветной картон (А 4).
12. Пластилин.
13. Краски акварельные медовые – 12 цветов. Гуашь – 6 цветов.
14. Кисти – широкая, средняя, узкая.
15. Клеенка для парты.

16. Папка для технологии и папка для ИЗО (прочная, на застёжке).

17. Обложки для учебников и тетрадей.

18. Папка для тетрадей.

19. Портфолио ученика начальной школы.

20. Спортивная форма (для зала – белая футболка, темные шорты, для улицы – спортивный костюм, обувь на резиновой подошве).

21. Лыжи на ботинках (не пластик).


Цель: познакомиться с родительским коллективом, создать положительную и комфортную атмосферу для сотрудничества в течение совместной деятельности по обучению и воспитанию детей.

Ход собрания

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей собрания.

Учитель. Отшумели летние ливни, притомилось натруженное за месяцы страды солнышко. Потянулись в южные страны гуси, а в школу гуськом отправились дети.

Ваши дети держатся в этих стенах пока особенно плотной стайкой. Много нового, трудного, непонятного появилось в их жизни. Робеют чуть-чуть и родители. Я права? Что ж, может, и нам стоит держаться плотной «стайкой» и вместе преодолевать трудности? Согласны? Тогда - добро пожаловать в новый учебный год, где ваши дети - пятиклассники.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Я совсем не случайно начала наш разговор с пейзажной зарисовки. Мне почему-то показалось, что мы, взрослые, совсем не умеем брать уроки из жизни, окружающей нас! Может, не поздно исправить эту оплошность?

Вы видели, как летит по небу клин гусей или журавлей? Страшно подумать, какие сложности и невероятные трудности приходится преодолевать этим сильным птицам - но ведь все получается! Мне кажется, если взять у этих отчаянных путешественников несколько уроков, то и у нашего коллектива все обязательно получится!

В 1991г. на конференции Сети организаций по детскому развитию была произнесена небольшая речь, в которой говорилось как раз об «Уроках гусей». Мне кажется, что сегодня - самое подходящее время всем нам хоть ненадолго стать учениками.

Факт 1. Каждый гусь, взмахивая крыльями, создает при этом подъемную силу для птиц, следующих за ним. Летя клином, вся стая создает область полета на 71% больше, чем если бы каждая птица летела в одиночку.

Учитель . Из этого факта мы можем извлечь первый урок.

Урок 1. Люди, следующие в одном направлении и способные к взаимной поддержке, могут быстрее и легче достичь своей цели, двигаясь «в зоне тяги» друг друга.

Какая же общая цель должна объединять всех нас в наступившем учебном году? (Родители высказывают свои мнения. Учитель подытоживает их. Если у образовательного учреждения или у данного учителя есть своя учебная задача, она может быть заявлена именно сейчас.)

Факт 2. Когда гусь отделятся от стаи, он внезапно чувствует сопротивление воздушной среды. Он быстро возвращается обратно в стаю, чтобы воспользоваться преимуществами подъемной силы, создаваемой птицей, летящей непосредственно перед ним.

Урок 2 . Если бы у нас было столько здравого смысла, сколько у гусей, мы бы тоже держались вместе с теми, с кем нам по пути. Мы бы охотно принимали помощь и помогали тем, кому нужна наша поддержка.

Учитель. Хочу познакомить вас, уважаемые родители, с теми, кто в пути рядом.

Знакомство с учителями-предметниками, библиотекарем. Каждый из них имеет возможность рассказать присутствующим о своих требованиях и т. д.

Факт 3. Когда гусь во главе стаи устает, он смещается назад, в глубь стаи, и его заменяет другой, который встает на его место во главе клина.

Учитель. Итак, урок 3. Стоит выполнять сложные задания по очереди и делиться ответственностью с другими. Так же, как гуси, люди зависят друг от друга, от способностей и уникального сочетания возможностей, талантов и ресурсов каждого.

Мне кажется, настало время избрать тех, на кого в первую очередь может положиться учитель.

Выбор родительского комитета класса, определение задач.

Факт 4. Гуси, летящие в стае, одобрительно кликают летящим впереди, чтобы они сохраняли свою скорость и знали, что они не одни.

Учитель. Пришло время сформулировать очень важный урок.

Урок 4. Нам следует стремиться к тому, чтобы наши комментарии были ободряющими. В тех коллективах, где царит дух взаимной поддержки, работа гораздо продуктивнее. Мы должны стремиться к комментариям, идущим от сердца и искренних побуждений, чтобы поддержать чувство другого, поскольку такое общение является самой эффективной поддержкой.

Факт 5. Когда один гусь заболевает или ранен, два других отстают от стаи и сопровождают его, чтобы помогать ему и защищать его. Они остаются с ним до тех пор, пока он не умрет или не сможет снова летать. Тогда они отправляются в путь с другой стаей или догоняют свою.

Учитель . Урок 5. Если бы у нас было столько же здравого смысла, сколько у гусей, мы бы поддерживали друг друга в тяжелые времена, как, впрочем, и в благополучные периоды жизни тоже.

А поможет в этом наш школьный психолог.

Знакомство с психологом, который может рассказать о режиме своей работы, о том, в каком случае он всегда готов помочь родителям.

III. Заключительная часть собрания. Подведение итогов.

Учитель. Вот и подошел к концу наш первый в новом учебном году разговор. Но путь вашего ребенка (а значит, и ваш тоже) в основной школе только начался. Давайте будем доверять тем, кто идет впереди, делить трудности между собой, помогать друг другу и держаться вместе. Таков закон природы и главное условие успеха.

Приложения

Приложение 1

Очень часто педагогу сложно подтолкнуть родителей к разговору, диалогу. Точнее, он (учитель), конечно, подталкивает, а вот родители не слишком охотно вступают в контакт. Может быть, некоторые приемы, предложенные ниже, помогут педагогу расшевелить родительскую аудиторию?

Шапка вопросов. Суть «шапки вопросов» в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают - кому какая достанется. Как отвечать - совещаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).

Чтобы все шло гладко, желательно соблюдать социоигровую режиссуру. Она нехитрая - давать задания маленькими шажками: «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов - отнесите свою записку в шапку». И так далее. Типы вопросов - «классические». Первый тип - вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют ли они, родители, сменную обувь? Сколько?.. Где?.. Куда? И так далее.

Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записи в шапку, - вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы?

Третий тип - я не знаю: «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т. д. и т. п.

Еще раз напоминаем. Если учитель все свалил в одну кучу (в одно задание): сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть сложа руки. Если же продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное - учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать.

«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к «рупору истины» может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах.

Вообще-то, многие социоигровые заморочки могут помочь родителям как-то сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате выигрывают дети!

Вот еще три примера социоигровых разминок для родительских собраний.

Викторина. Почти каждый классный руководитель еще и предметник. И ему, как правило, приходится проверять тетради по своему предмету или хотя бы контрольные работы.

И вот, представьте, приходит учитель на родительское собрание и выкладывает на свой стол листочки из ученических тетрадок (лучше старых). Задание родителям: по почерку определить листок своего сына или дочери.

Тут требуются некоторые режиссерские комментарии.

Все листочки учителю лучше заранее пронумеровать и составить для себя их расшифровки, чтобы оперативнее помогать родителям и решать спорные вопросы.

Листочки из старых тетрадей лучше выбирать те, где меньше (или даже нет) ошибок. Иначе некоторым родителям будет казаться, что викторина затеяна, чтобы выставить на позор успеваемость их ребенка.

Рассказ по картинке. Накануне собрания ученики изображают свои летние каникулы на рисунке.

На родительском собрании эти рисунки раздаются родителям. Во-первых, им предлагается рассказать о том, что изобразил (или хотел изобразить) их ребенок своим рисунком. Тут для некоторых родителей и учителей могут возникать разные поучительные неожиданности. Во-вторых, родителям предлагается прокомментировать, как исполнение рисунка соотносится с особенностями характера их ребенка.

И первое, и второе задание лучше проводить не в виде пресловутого фронтального опроса, а по парам. Конечно, учитель тогда будет не в курсе многих тем, обсуждаемых родительскими парами. Зато сами родители будут в выигрышном положении.

В качестве утешения советуем классному руководителю такой режиссерский прием, который, завершая собрание, удовлетворил бы и учительское любопытство, и родительское стремление к упорядоченной завершенности. Каждый из присутствующих (или каждый желающий - в зависимости от того, сколько времени осталось в запасе) рассказывает о двух САМЫХ - САМЫХ для него интересных (или поучительных) моментах в рассказе-комментарии своего собеседника. После такой социоигровой разминки доброжелательность и активность родительского комитета, как правило, перестают нуждаться в дополнительной стимуляции.

Приложение 2

На первом собрании педагогу очень важно разрядить обстановку, снять напряженность. Может быть, ситуация в Вашем коллективе позволит провести научно-популярный тест, позволяющий выявить оптимистическое или пессимистическое мироощущение каждого родителя.

Тема теста как нельзя кстати: впереди - долгий и трудный учебный год. А у оптимистических натур масса преимуществ по сравнению с другими людьми. Попросите родителей выяснить, в каком состоянии их чувство юмора в начале дороги, напомните, что именно это чувство не позволит им отчаяться в трудную минуту.

Тест «По жизни шутя»

1. Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:

а) чтобы было интереснее;

б) потому что боится змей;

в) чтобы лучше видеть грибы.

2. Если торговец разливным пивом в летнюю жару просит кого-то из очереди сбегать ему за лимонадом, то это говорит о том, что:

а) за свои деньги он хочет выпить чего-нибудь получше;

б) он хочет рассмешить народ;

в) он встал на правильный путь.

3. Если ваш(а) коллега уснул(а) прямо за компьютером посреди рабочего дня, вы:

а) срочно раздобудете будильник, заведете и...

б) промолчите, но будете непонимающе на него поглядывать;

в) громко и с осуждением хлопнете дверью.

4. Если в переполненном трамвае какой-то нахал наступил вам на ногу и не собирается с нее сходить, вы ему говорите:

а) «Нога, на которой вы стоите, моя»;

б) «Может быть, мы с вами поменяемся местами?»;

в) «Сойдите с меня».

5. Уличный попрошайка клянчит у вас 10 рублей, на что вы ему отвечаете:

а) «Мне бы кто подал!»

б) «Жалко, кошелек дома забыла»;

в) «Попрошайничать нехорошо».

6. Если в «Лотто-миллион» выиграли цифры, зачеркнутые вами в билете, который вы забыли отправить, то это:

а) счастливая закономерность: «значит, повезет в любви»;

б) всего лишь упущенный шанс;

в) жестокий удар судьбы, после которого трудно оправиться.

Подсчитайте результаты. За каждый первый ответ начислите себе 3 очка, за второй - 2 очка, за третий - 1 очко. Если ни один из ответов вас не удовлетворил, не плюсуйте ни одного очка.

0-5 очков . Чувством юмора вас Бог явно обделил. И если бы вы только сами не умели острить! Так ведь вы и чужих шуток не понимаете или вовсе принимаете их за нападки на вас. А между тем шутки и смех оптимизируют действительность, облегчают тяготы жизни и даже продлевают век.

6-10 очков. Все-таки есть в вас толика занудства, поскольку, во-первых, не каждая шутка до вас доходит (привет от жирафа), а во-вторых, даже в хорошем расположении духа на вас порой нападают такая практичность, трезвость и скепсис, что вы тут же начинаете нагонять на окружающих смертную тоску. Поборите в себе эти инстинкты - и жизнерадостные люди к вам потянутся.

11-20 очков . Признайтесь, приятно быть человеком со здоровым реальным чувством юмора и, шутя, всегда знать меру. Людям это импонирует, окружающим с вами легко и комфортно. Не хватает, пожалуй, только небольшого штришка — легкой самоиронии.

21-30 очков . Юмор в вас просто бурлит, что само по себе и неплохо. Однако порой он перерастает в неуместный сарказм или жестокие насмешки, которые больно ранят ваших друзей, близких и любимых. Поэтому постарайтесь быть посдержаннее и не устраивайте чересчур рискованных розыгрышей, особенно по отношению к тем, кто слишком серьезно воспринимает жизнь.

Приложение 3

Что нужно знать о пятиклассниках?

Недостатки учебной подготовки

1) У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания - с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.

Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

2) Несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), плохое речевое развитие, недостатки развития внимания и памяти.

Пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Это успешно могут делать и родители.

3) Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности - нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести.

4) В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.

Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т. п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника может привести к обратному эффекту.

5) В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить с помощью взрослых пути их совершенствования.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта