Главная » Отношения » Психология почему девочки быстрее развиваются чем мальчики. Кто развивается быстрее мальчик или девочка? Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков «будь мужчиной»

Психология почему девочки быстрее развиваются чем мальчики. Кто развивается быстрее мальчик или девочка? Ошибочный путь - привычное жесткое воспитание мальчиков «будь мужчиной»

Пришлось заново изучить биологическую сторону вопроса подробнее, так как что-то подзабылось. В общем, с точки зрения биологии девочки действительно "взрослеют" быстрее, чем мальчики, но проявляется это только в половом созревании. Пубертат у девочек начинается в среднем в 12 лет и завершается к 17 годам, а у мальчиков этот процесс в среднем занимает период с 13 до 18 лет. Не могу точно сказать, чем именно это вызвано, но, предполагаю, что природа таким образом хотела увеличить время, в которое женщина может дать потомство.

Если же мы говорим о взрослении, то есть психологическом развитии личности, которое хоть и сопряжено с физиологическим развитием, но в большей степени все же социально. По ссылке внизу есть хорошая статья на википедии по этой теме.

Если мы говорим о том, что взросление - это процесс прежде всего социальный, то мы непременно приходим к тому, что он главным образом культурно детерминирован и зависит от тех социальных условий, в которых растет и развивается человек. У Эльконина Д.Б. есть замечательная книга "Психология игры", в которой он описывает взросление ребенка в северных племенах. Одной из ключевых особенностей описываемой культуры является простота. Мужчины занимаются рыболовством, а женщины "хранением очага". Так вот, в таком обществе ребенок становится взрослым уже в 8-10 лет, когда может самостоятельно ловить рыбу или следить за домом. То есть становится полноценным членом племени.

Быть взрослым в нашем социальном мире это готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности. Проще говоря, автономия, самообеспечение и целостность.

Если исходя из всего вышесказанного посмотреть на наше общество (под нашим я понимаю в данном случае большую часть развитого мира, от США до Германии), то и у тут ведущая деятельность женщин, которая задается как культурная норма, несколько проще в освоении, нежели деятельность мужчин. В том смысле, что среднестатистической девушке легче достичь рождения ребенка, нежели среднестатистическому мужчине найти работу с высокооплачиваемой зарплатой, которая сможет обеспечить всю семью. Поэтому женщины и взрослеют раньше, ведь они быстрее достигают зрелости с точки зрения требований соответствия социальной роли, которая дана им обществом.

Однако если посмотреть на тенденции последних лет, которые главным образом связаны с размытием границ между социальными ролями (и даже гендерами) мужчин и женщин. Мужчины начинают следить за домом, а женщины заниматься карьерой, всё это успешно совмещается. В результате вскрывается условность деления по половому признаку, ставятся под вопрос результаты многих исследований, и, в том числе, устоявшееся мнение, что женщины взрослеют раньше.

В общем, нет, девочки не взрослеют быстрее, это миф.

Воспитатели детских садов и многодетные родители знают: мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. И любой учитель начальной школы скажет: в младших классах лучше учатся девочки. Почему?

Они с самого начала развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают позже, чем девочки, примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев - позже говорить. Все это видно родителям невооруженным глазом.

А вот санкт-петербургские нейропсихологи , записывая биотоки мозга новорожденных, обнаружили, что мозг у мальчиков и у девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, которые зато более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность - их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение они раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве: им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение : мальчишки бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет. Девочки заполняют альбомы "принцессами", цветами, автопортретами, а мальчики -машинами, военными сражениями, всевозможной техникой.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань..." А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?.."

Замысел природы

Чем же обусловлены различия в психике мальчиков и девочек?
В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола, поэтому природа их "бережет", а мужского пола ей "не жалко". На особях мужского пола как бы отрабатываются все новинки эволюции. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций. Есть данные, что на 100 глухих девочек рождаются 122 глухих мальчика. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним.
При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением, чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Потому-то мужчины любого возраста от мала до велика склонны к освоению нового пространства, рискованным поступкам, они сообразительны и в сложных ситуациях умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти мужские особенности сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики, как правило, мыслят нестандартно и интересно.

В 1-м классе одной из гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор. Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: "Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести". Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: "Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась". Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот - опять из уст мальчиков:"Можно положить на кирпич доску, и получатся качели", "Кирпичи можно бросать, как снаряды".

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получит двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь беглая, они быстрее читают и аккуратнее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов, судя по результатам исследований, лучше удаются мальчикам.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь - это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту, как правило, младше девочек-ровесниц на год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение: его мозг как бы отключается, и ребенок перестает вас слышать.

Такой вопрос родители очень часто задают на консультациях у детского невролога. Чаще всего это происходит в случаях, если ребёнок - мальчик - не разговаривает в положенное ему время, в возрасте около 2 лет.

В своём «детективном расследовании» я не стала касаться вопросов физического развития детей, а попробовала разобраться в гендерных (половых) особенностях психо-речевого развития у практически здоровых детей.

На международной конференции по аутизму, которая прошла в ноябре 2013 г. в Бишкеке, Уильям Эдвардс, руководитель программы прикладного поведенческого анализа из Университета Клемсона, США, в контексте развития детей, страдающих аутизмом, остановился на вопросах гендерных различий речевого развития: «Несколько лет назад было проведено исследование в Соединенных Штатах… и они узнали, что нормально развивающаяся девочка говорит около трёх тысяч слов в день, тогда как ребёнок, страдающий аутизмом говорит одно слово в день…Девочки развиваются быстрее, чем мальчики».

Мне показалось неубедительным сравнение словарного запаса нормально развивающейся девочки и мальчика, страдающего аутизмом. После доклада господина Эдвардса я спросила его об источнике данной информации и также спросила, не миф ли это, что «мальчики развиваются позднее девочек». В ответ господин Эдвардс сказал: «Почти вся литература по развитию детей показывает, что в общем, мальчики развиваются немного медленнее, чем девочки до возраста 11-12 лет. В интернете существует примерно две-три тысячи источников по дифференциальному развитию»

За несколько недель до этой конференции в г.Алматы состоялся VI Международный конгресс «Человек и Лекарство. Казахстан». Одним из докладчиков был Воробьёв Павел Андреевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гематологии и гериатрии, заведующий отделом стандартизации в здравоохранении ПМГМУ им. И.М.Сеченова (Москва, Россия). Тема его доклада: «Современные подходы к оценке медицинских технологий». Господин Воробьёв дал определение медицинским технологиям: «Медицинские технологии - это всё, что касается здоровья человека - диагностика, лечение, лекарственное и нелекарственное, профилактика, реабилитация… И всё это должно подвергаться оценке, прежде чем внедряется в систему здравоохранения».

Как невролог, специализирующийся в области а- и реабилитации, считаю вопрос гендерных различий речевого и когнитивного (познавательного) развития детей очень важным, так как бытующее в социуме мнение, что «мальчики развиваются медленнее девочек» является причиной позднего обращения к специалистам (психологам, дефектологам-логопедам, психиатрам,) детей с патологическими состояниями, и, как следствие, недостаточной эффективности лечебных мероприятий.

Таким образом, суждение «мальчики развиваются позднее девочек» имеет прямое отношение к вопросам здравоохранения и должно быть подтверждено исследованиями, соответствующими принципам доказательной медицины.

Поиск доказательств я начала с базовых учебников по педиатрии и детской неврологии, предназначенные для студентов медицинских институтов.

В учебнике И.М.Воронцова и А.В.Мазурина «Пропедевтика детских болезней», написанном при участии А.М. Коровина, приведены основные этапы нервно-психического развития детей до 3 лет. В них нет корректировки на пол, несмотря на то, что в одном из абзацев данной главы было написано буквально следующее: «Развитие моторной речи по срокам очень варьирует, что никак не отражает особенностей детского интеллекта, девочки обычно овладевают моторной речью раньше, чем мальчики».

В книге замечательного человека, профессора кафедры педиатрии с курсами перинатологии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной медицинской педиатрической академии Пальчика Александра Бейнусовича «Эволюционная неврология» приводится обзор шкал оценки психомоторного развития ребёнка: шкала Л.Т. Журбы и Е.А. Мастюковой, моторный и эволюционный коэффициенты, Денверский скрининг-тест нервно-психического развития (стр.216-231). В приведённых Александром Бейнусовичем Пальчиком шкалах со ссылкой на источники тоже нет поправок на половые особенности .

В США также нашла широкое распространение шкала Бейли (Шкалы развития младенца Bayle).

C правка: Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  • шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  • шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  • шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес - 25-35 мин, старше 15 мес - до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка - 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола - на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста .

В шкалах развития младенцев Бейли есть поправка на недоношенность, но нет поправки на пол.

Если вернуться к профессору Воробьеву П.А., то он в своём докладе уделил большое внимание методике поиска релевантной информации (т.е. информации, относящейся к обсуждаемому вопросу). И на первом месте в его слайде стоит: «поиск в интернете».

Я начала поиск в интернете с русскоязычных источников. Ввела ключевые слова: «Гендерные различия речевого и когнитивного развития детей». Проанализировав несколько сайтов, открывающихся в интернет-поисковике, я обнаружила, что исследования в этой области проводились преимущественно психологами и педагогами.

Первым открывается реферат С.Е.Соколовой « Гендерный подход в развитии мальчиков и девочек» , в котором приводятся нормативные показатели речевого развития детей первых лет жизни, и при этом отмечается: «Следует еще раз подчеркнуть, что не существует принципиальных различий между мальчиками и девочками в темпах усвоения фразовой речи. Незначительный временной сдвиг в пользу девочек не превышает 2—3 месяцев. Поэтому не следует пассивно дожидаться, когда ваш малыш сам заговорит, и успокаивать себя и других родственников фразами типа «Все мальчики начинают говорить после 3 лет».

И далее приводятся ссылки на исследования, которые повторяются потом из статьи в статью на многих сайтах: «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект. А у мальчиков по сравнению с девочками лучше развиты зрительно - пространственные и математические способности. Превосходство женщин в развитии речевых функций начинается с детского возраста. В 18 месяцев девочки знают около 50 слов, а мальчики таким количеством слов овладевают к 22 месяцам».

Начав поиск источника, который указан в реферате, я вышла на статью в Википедии «Пол и интеллект», в которой описывается история вопроса половых различий: «В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности (см. работы Линна, а также Stumpf & Jackson, 1994). Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше . Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой . Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны».

Внимательный читатель наверняка заметил, что в двух статьях со ссылкой на одно и то же исследование даются совершенно противоречивые заключения:

  • «Е. Маккоби и К. Джеклин (Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin, 1974) показали, что у девочек по сравнению с мальчиками лучше развит вербальный интеллект» - http://15-ozr.edusite.ru
  • «Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» (Maccoby and Jacklin, 1974) пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны» - http://ru.wikipedia.org

Список источников:

  1. Воронцов И.М., Пропедевтика детских болезней / И.М.Воронцов, А.В.Мазурин. - 3 изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. - 1008 с.; ил.
  2. Пальчик А.Б., Эволюционная неврология / А.Б.Пальчик. - СПб: Питер, 2002. - 384 с.
  3. «Экспериментально-психологическое обследование детей раннего возраста», Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»): [Электронный ресурс], http://psylist.net (Дата обращения: 08.01.2014)
  4. Соколова С.Е., учитель-логопед, «Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек», (опубликовано в журнале "Дошкольная педагогика" №2 2013г.): [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://15-ozr.edusite.ru (Дата обращения: 08.01.2014)
  5. «Пол и интеллект» [Электронный ресурс]. 2013. URL: http://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 08.01.2014)

Де­воч­ки рож­да­ют­ся бо­лее зре­лы­ми, чем маль­чи­ки, и быст­рее раз­ви­ва­ют­ся.

Как из-вест-но, в со-от-но-ше-нии но-во-рож-ден-ных обо-их по-лов по-след-ние всег-да ли-ди-ру-ют, и особь жен-ско-го по-ла долж-на по-явить-ся на свет бо-лее при-спо-соб-лен-ной, что-бы вы-жить и не на-ру-шить ба-ланс.

Раз-ни-ца в раз-ви-тии меж-ду ма-лы-ша-ми обыч-но со-став-ля-ет 3-4 не-де-ли. Не-ко-то-рый раз-рыв со-хра-ня-ет-ся и даль-ше: маль-чи-ки на-чи-на-ют хо-дить на 2-3 ме-ся-ца поз-же, чем де-воч-ки; на 4-6 ме-ся-цев поз-же на-чи-на-ют го-во-рить.

К на-чаль-ной шко-ле эти раз-ли-чия со-став-ля-ют уже 1 год, а ко вре-ме-ни по-ло-вой зре-лос-ти био-ло-ги-чес-кий воз-раст де-ву-шек опе-ре-жа-ет по-ка-за-тель юно-шей на 2 го-да. Дет-ст-во маль-чи-ков длит-ся доль-ше. А де-воч-ки рань-ше на-чи-на-ют го-то-вить-ся к пре-вра-ще-нию в де-ву-шек, го-то-вых к про-дол-же-нию ро-да.

Уже с пер-вых ме-ся-цев пос-ле рож-де-ния ра-бо-та моз-га у маль-чи-ков и де-во-чек силь-но раз-ли-ча-ет-ся - это вид-но и в по-ве-де-нии, и в иг-рах ма-лы-шей.

Мас-са моз-га у них то-же не-оди-на-ко-ва. В сум-ме эти осо-бен-нос-ти опре-де-ля-ют раз-ный склад пси-хи-ки. Де-воч-ка, как мы пом-ним, с са-мо-го на-ча-ла ори-ен-ти-ро-ва-на на вы-жи-ва-е-мость, а маль-чик - на даль-ней-шее со-вер-шенст-во-ва-ние и про-гресс.

Маль-чи-кам, в от-ли-чие от де-во-чек, для пол-но-цен-но-го раз-ви-тия пси-хи-ки тре-бу-ет-ся боль-ше прост-ранст-ва. При-чем осва-ива-ют они его во всех воз-мож-ных на-прав-ле-ни-ях: ла-за-ют по лест-ни-цам, опус-ка-ют-ся в под-ва-лы, за-би-ра-ют-ся на за-бо-ры. Де-воч-кам до-ста-точ-но ма-лень-ко-го угол-ка, что-бы раз-мес-тить на нем свои «со-кро-ви-ща»: ку-кол, их одеж-ду, по-су-ду.

Маль-чи-кам же не-об-хо-дим прос-тор. Они бе-га-ют друг за дру-гом, раз-бра-сы-ва-ют иг-руш-ки, что-то бро-са-ют в цель, мак-си-маль-но ис-поль-зуя всю предо-став-лен-ную им тер-ри-то-рию.

Свою ак-тив-ность маль-чи-ки про-яв-ля-ют шум-но и рез-ко, а де-воч-ки - ти-ше, но ре-зуль-та-тив-нее. По ста-тис-ти-ке, у маль-чи-ков-до-школь-ни-ков трав-мы слу-ча-ют-ся поч-ти в 2 ра-за ча-ще, чем у де-во-чек.

Уже с 2,5 лет маль-чи-ки ста-но-вят-ся бо-лее на-стыр-ны-ми, иног-да аг-рес-сив-ны-ми, и внеш-нюю враж-деб-ность чувст-ву-ют луч-ше де-во-чек.


Осо-бен-нос-ти вос-при-я-тия и ре-ак-ция на на-груз-ки

Осо-бен-нос-ти ра-бо-ты моз-га у де-во-чек и маль-чи-ков опре-де-ля-ют еще и раз-ни-цу вос-при-я-тия. Пер-вые бо-лее чувст-ви-тель-ны к зву-кам, шу-му, у них вы-ше кож-ная чувст-ви-тель-ность, их боль-ше раз-дра-жа-ет те-лес-ный дис-ком-форт, и они бо-лее от-зыв-чи-вы на при-кос-но-ве-ние. Иг-ры же маль-чи-ков ча-ще опи-ра-ют-ся на даль-нее зре-ние, и при этом они мак-си-маль-но ис-поль-зу-ют все предо-став-лен-ное им прост-ранст-во.

Мальчики и девочки уже рождаются разными, и с каждым годом эти отличия становятся все более заметны. Но действительно ли дело в том, что мальчики развиваются медленнее своих сверстниц, или они просто другие – с иными интересами, образом мыслей и способностями? Детский психолог подскажет, как воспитывать сыновей и дочерей с учетом их гендерных особенностей.

Мы такие разные

В старом анекдоте трехлетний мальчик просит родителей подать соль, а те в восторге восклицают: «Сашенька, ты наконец-то заговорил! Три года ведь молчал!» Юное дарование в ответ произносит: «А о чем с вами разговаривать-то?» Примерно по такой же схеме и в реальной жизни происходит развитие мальчиков и девочек раннего возраста.

Считается, что юные леди раньше начинают говорить, и делают это бегло, безостановочно, порой – сразу воспроизводят фразы и предложения. И это действительно имеет место быть. Но дело здесь не в отсталости представителей сильного пола, а в том, что мозг женщин заточен на освоение социальных навыков, общение, получение информации, распознавание эмоций.

С эволюционной точки зрения мальчикам такие способности нужны в значительно меньшей степени. Зато мальчик лучше развивается физически и находит нестандартные решения поставленных задач. По этой же причине мальчишки менее успешны в школе, среди них чаще встречаются троечники.

Система образования во многом ориентирована на девчачий стиль мышления – освоение правил, действие по шаблону, монотонное повторение задачи до полного овладения навыком ее решения. Но если способным мальчикам повезет с учителями, способными увлечь их неординарными задачами, для которых нужно придумать ответ, то обучение протекает ничуть не хуже, чем у девочек.

Самые большие различия во взрослении разнополых детей наблюдаются в подростковом возрасте. Если раньше на первом плане была учеба и познание, то в 9-12 лет происходит смена ведущего вида деятельности – главенствовать начинает общение.

Переходный возраст – это почти всегда гормональная буря и кризис в самоощущении и самовосприятии. Но у мальчиков сложный период может продолжаться от 12 до 18 лет, а у девочек – с 9-10 до 15-16 лет.

По сути, старшеклассница уже практически сформировавшаяся девушка, в то время как ее одноклассник – почти ребенок.

Психологи отмечают, что в этот период ровесники перестают ими быть в психологическом плане. И когда родители мальчика еще могут жить как прежде, ничего не меняя в своем поведении и стратегиях общения с сыном, родители девочек уже находятся в совершенно другой жизненной ситуации.

И мальчики, и девочки в период взросления задаются вопросом «Кто я?», перестраивают систему отношений. Поэтому потерять доверие ребенка, которое раньше было безоговорочным, становится крайне просто.

Раньше можно было сказать сыну или дочери, как поступить, что делать, отдать приказание или прочитать нравоучение. Теперь любая попытка родителей действовать по старому сценарию, с нравоучениями, приказами и советами, воспринимается ребенком в штыки и только накаляет обстановку.

Даже мальчики, больше склонные к логическому мышлению, в подростковом возрасте перестают слушать доводы, доказательства, советы и предложения готовых решений. Строить отношения с детьми в период перехода из детства в юность можно на основе новых форм общения.

Демонстрация понимания, использование «я-высказываний» («я беспокоюсь, когда не знаю где ты», «я испугалась», «я устала», «я в растерянности») поможет сблизиться с ребенком и понять, что он чувствует и о чем думает. Фразы «я тебя понимаю», «ты злишься», «тебе обидно», «тебе плохо», «ты расстроен», «тебе ничего не хочется делать» дадут понять, что мама и папа действительно стремятся быть рядом, сопереживать, значит, им можно доверять, делиться переживаниями и прислушиваться к их мнению.

Девочки в период становления особое внимание уделяют собственной внешности и привлекательности. Для них «я красивая» означает «красивая в целом, как личность», то есть внешняя оболочка становится неотделима от содержимого – навыков и умений, талантов и способностей. Это же касается и негативной оценки, поэтому психолог Мария Ломакина советует родителям помнить о данной особенности: «Важно воздержаться от критических замечаний по поводу фигуры, одежды и привлекательности дочери. Чтобы уберечь девочку от необдуманных поступков, необходимо заслужить доверие подростка. Если юная девушка доверяет родителям, то расскажет о волнующих ее вещах, примет решение, учитывая информацию, которую получила от родителей».

Мальчик, в отличие от девочки, не воспринимает себя только как внешнюю оболочку. Ему важно быть успешным в разных областях, обладать полезными умениями и навыками. В свою очередь родители могут помочь ему развить ответственность и способность решать проблемы, а эти навыки пригодятся в будущем.

Психолог Мария Ломакина отмечает: «Особенно важным в этот период становится общение с отцом или другим мужчиной, на примере которого подросток учится себя вести. Ему важно доверие и авторитет вместо давления и диктата родителей» .

Следует помнить и о том, что мальчишки не могут долго выдерживать эмоциональное напряжение, поэтому иногда бывает, что при длительном выяснении отношений они просто выключаются из разговора, перестают слушать морализаторства родителей. Разговаривать с ними лучше коротко и обстоятельно, чтобы сознание успело уловить важную информацию.

Что же касается причин «торможения» во взрослении мальчиков, то существует мнение, что их детство затягивается, потому что исторически активная жизнь мужчин была гораздо дольше женской.

Период действия, взрослого существования, появления детей у женщин проходил с 17-18 до 35-36 лет, а у мужчин этот процесс начинался на пару лет позже, но и заканчивался далеко после сорока.

Возможно, связано это и с тем, что молодому юноше, которому предстоит оберегать семью и отвечать за благополучие своих близких, нужно набраться опыта, стать ответственным, самостоятельным и независимым. Иными словами – повзрослеть. И происходит это гораздо позже, чем в 18 лет. При этом для юной женщины важно родить здоровых детей, и природа позаботилась о том, чтобы они появлялись как можно раньше, пока организм молод и полон сил.

Другая теория выдвинута генетиками, которые утверждают, что в организме мальчика гормоны, стимулирующие физическое развитие, борются с теми, что отвечают за взросление и половое созревание. А поскольку древнему мужчине, да и мужчине современному, важнее навык добывания пищи, психологическое развитие мальчиков чуть запаздывает и начинается тогда, когда ребенок уже подготовлен физически.

Но в любом случае, несмотря на гендерные отличия, к 20-23 годам и мальчики, и девочки превращаются в юношей и девушек. Этот процесс чаще всего не нуждается в корректировке, а скорее заслуживает наблюдения и поддержки, которую могут дать только любящие и заботливые родители.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта