Главная » Отношения » Конспект деловой игры с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов доу с родителями. Деловая игра «Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей Деловая игра эффективное взаимодействие педагогов

Конспект деловой игры с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов доу с родителями. Деловая игра «Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей Деловая игра эффективное взаимодействие педагогов

И. И. Синогина, старший воспитатель МАДОУ № 102 г. Томска

КОНСУЛЬТАЦИЯ - ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА»

Одной из важнейшей задач дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “воспитатель-родители”.

Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и детского сада, практика показывает, что как молодые, так и опытные педагоги, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. В связи с этим разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

Предлагаем консультацию для воспитателей, которая проводится в форме деловой игры “Воспитатель - Родитель”.

Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности педагогов ДОУ на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников игры:

    Ведущий игры.

    Руководители малых групп.

    Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

    Организационный этап (3 мин).

    Подготовительный этап (10-15 мин.).

    Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).

    Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, игрушка “Матрёшка”.

Структура деловой игры

1. Организационный этап

1.1. Разминка. Приветствие.

Ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или детский сад?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: игрушка “Матрёшка”.

1.2. Введение в игру

Ведущий (старший воспитатель) сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

2. Подготовительный этап

2.1. Построение “пирамиды взаимодействия воспитателя и родителей”

Группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия воспитателя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия педагогов и родителей) и представить полученный результат.

2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия воспитателя и родителей”

Участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие воспитателя с семьей в процессе воспитания ребенка”

Группам предлагается назвать форму взаимодействия воспитателя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.

3. Основной этап

3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания

3.2. Защита проектов

4. Рефлексивный этап

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”

4.2. Подведение итогов.

Мы надеемся, что наш опыт поможет педагогам ДОУ правильно выстроить отношения с родителями, разнообразит и обогатит работу с педагогическими кадрами.

Наталья Богданова

Деловая игра с элементами тренинга

для педагогов ДОУ

Приемы и механизмы духовно-нравственного

воспитания дошкольников в НОД

Подготовила:

Педагог-психолог: Богданова Н. А.

Цель проведения:

Побуждение педагогов к самостоятельной работе, самоанализу и самообразованию по данной теме. Овладение практическими приемами взаимодействия с детьми по формированию духовно-нравственной позиции дошкольника. Улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса.

Задачи:

1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью группового сотрудничества и взаимопомощи.

2. Систематизирование работы по нравственному воспитанию: состояние проблемы, актуальность.

3. Повышение компетентности педагогов по вопросам нравственного воспитания детей.

4. Закрепление методов нравственного воспитания: овладение практическими приемами по формированию духовно-нравственного поведения у детей.

Форма проведения:

Деловая игра с элементами тренинга

План проведения:

1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

2. Нота - До (доброта)

3. Нота – Ре (Родина, религия)

4. Нота – Ми (моральные принципы)

5. Нота – Фа (работа с фантазией)

6. Нота – Соль (самостоятельность)

7. Нота – Ля (личностно-ориентированный подход)

8. Нота – Си (самосовершенствование педагога)

Материалы:

1. Изображение нотного стана

2. Бланки для теста «Добрый ли вы человек?»

3. Памятка для педагога «Пословицы о доброте»

4. Памятка для педагога «Посеять в детских душах доброту, это значит…»

5. «Палочка-выручалочка» для игры

1. Теоретическая часть. Обсуждение. Актуальность проблемы

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка предусматривает принятие им моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы часто говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм.

Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе это те же самые законы, которые действуют между людьми.

Например, в жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, т. к. их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.

То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя - справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.

Вот почему так важно как можно глубже познать себя - в этих глубинах найдутся внутренние источники силы, безопасности, любви и мира.

«Душа поёт» - как часто мы слышим эти слова, а что они по вашему мнению означают? (ответы педагогов) Всё, что красиво и прекрасно в мире мы очень часто сравниваем с музыкой, а любая мелодия состоит из основы – это 7 нот.

Сегодня я бы хотела совместно с вами попробовать создать свою основу для мелодии, которая называется духовно – нравственное воспитание.

2. Нота - До. Тест «Добрый ли вы человек?

Итак, обратите внимание на наш нотный стан (Приложение 1). Первая нота – это нота – ДО. Что, по вашему мнению, начинается на букву «Д» и является первой и очень важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов).

Конечно, это добро и доверие. Если мы не будем обладать таким личностными качествами как добро, а наши дети не будут нам доверять – все наши усилия по воспитанию полноценной личности ребёнка будут бессильны.

Предлагаю вам небольшой самоанализ в виде теста, для того, чтобы узнать, насколько Вы добры?

Тест «Добрый ли вы человек?»

Все люди разные: одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы вам поможет ответить данный тест. Отвечать нужно да или нет.

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

От 4 до 8 баллов. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что по природе своей вы все добрые люди кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

В своей повседневной работе с детьми, вы наверняка используете разные пословицы. Вспомните пожалуйста пословицы о доброте, которые можно использовать в своей работе по формированию нравственного поведения у детей (ответы педагогов).

Конечно же, сложно удержать в памяти все эти замечательные пословицы, поэтому я хочу каждой из вас вручить вам памятку, где собраны замечательные пословицы о доброте, которой вы сможете пользоваться в своей работе (Приложение 2)

Так же, я бы хотела предложить вам ознакомиться с еще одной памяткой, которая может пополнить вашу педагогическую копилку по воспитанию духовно-нравственного самосознания и поведения у детей. Наверняка какими-то приемами, из предложенных мной вы уже пользуетесь, а какие-то могут вас удивить. (Приложение 3)

3. Нота – Ре

Что, по вашему мнению, начинается на букву «Р» и так же является важной ступенью духовно-нравственного развития (ответы педагогов). Конечно же, это и религия, и Родина, и любовь к родному краю.

РОДИНА. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине.

Знакомство детей с историей и культурой родного края это:

Сообщение элементарных данных об Иркутской области;

Ознакомление с историческим прошлым и настоящим, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями;

Ознакомление с городами Иркутской области, их достопримечательностями, традициями, обрядами, народными играми;

Ознакомление с ремёслами;

Ознакомление с иркутским культурным наследием (фольклором, произведениями писателей, поэтов, художников, музыкантов, архитекторов);

Развитие творческих способностей детей в изобразительном и музыкальном искусстве.

Осуществить это знакомство можно через такие формы работы, как:

Целевые прогулки;

Экскурсии, которые целесообразно проводить с родителями;

Чтение художественной литературы, соответствующей возрасту детей;

Проведение тематических выставок, посвящённых прошлому и настоящему Иркутской области с привлечением родителей.

РЕЛИГИЯ. Наша страна, в том числе и наш родной край, объединяет людей многих национальностей и религий. У нас воспитываются дети разных национальностей и нам, как педагогам необходимо с малых лет прививать детям толерантное отношение к людям разных национальностей и религий, а это предполагает ознакомление детей с этими национальностями и их культурой. Делать это можно через различные виды деятельности, в том числе и через развитие творчества детей, например выставка работ детей и их родителей «Дружба народов».

4. Нота – Ми

Следующая нота МИ, а у нас это нота будет называется – МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Нормы морали не являются врожденными, а усваиваются ребёнком в практике отношений с окружающими людьми и зависят от отношения к нему окружающих, от того кто его воспитывает, от того в какой социальной среде он живёт. Здесь важно помнить, что недостаточно дать ребёнку понятия «Хорошо», «Плохо», мы должны донести до него, что в зависимости от ситуации в одном случае надо уступить, в другом - помочь, в третьем- поддержать.

Что же нам поможет в этой ситуации? Это практическая деятельность с детьми.

К ней относятся – наблюдения за природой, трудом других людей, сюжетно-ролевые игры, обсуждения и др.

Давайте сейчас с вами вместе сыграем в одну из таких игр, которая называется «Палочка-выручалочка», но прежде немного разомнемся с помощью следующего упражнения.

Упражнение «Шанхайцы»

Инструкция: Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге должен начать осторожно закручиваться вокруг своей оси и соответственно тянуть за собой всех остальных, пока не получится “спираль”.

В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки, наклониться, подпрыгнуть, а затем раскрутиться обратно неразъеденяя рук.

Ну, вот мы с вами немного расслабились и посмеялись, а теперь давайте попробуем сыграть в игру «Палочка-выручалочка», в которую вы сможете играть и с детьми ваших групп.

Игра «Палочка-выручалочка»

Инструкция: Встаньте в круг, вспомните какую-либо ситуацию, когда вам нужна была помощь. Например: плохое настроение, болел зуб, порвала колготки, сломала ноготь и т. д. У меня в руках палочка-выручалочка. Когда первая из вас расскажет о своем затруднении, я буду говорить: «Палочка-выручалочка, помогай! Коллегу (для детей – друга) из беды выручай!». Та из вас, кто знает, как помочь или может дать дельный совет поднимает руку и получает палочку-выручалочку.

(В случае с детьми: Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к ребенку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.)

А теперь, я хочу предложить вам немного расслабиться, но делать мы это будем взаимно помогая друг другу с помощью следующего упражнения.

Массажный комплекс «Караван»

Инструкция: Встаньте в круг друг за другом. Я буду зачитывать действия, а вы внимательно слушать и выполнять их.

Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).

На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).

На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).

А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).

Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).

Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее, что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).

И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины, потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче, затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).

Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).

Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево, но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).

Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).

После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).

5. Нота - Фа

Следующая нота нашего духовно-нравственного стана – ФА, мы не будем долго на ней останавливаться. Просто обозначим, что это активная работа с фантазией.

Уважаемые педагоги – не бойтесь фантазировать, придумывать различные истории, сказки, используйте при этом кукольный театр, настольные игры. Отличный эффект дает написание ребенком собственной сказки с добрыми и злыми действующими лицами и со счастливым финалом.

6. Нота – Соль

Нота СОЛЬ превращается в самостоятельность, т. к. для того, чтобы духовно-нравственные мысли переросли в поступки недостаточно только желания, необходимо самостоятельно сформировать мотив, побуждающий к действию.

Наша задача давать детям больше возможности принимать решения и действовать самостоятельно, несмотря на то, что это ведет к временным затратам. Как можно чаще хвалите детей и верьте в них, помогайте незаметно, создавайте ситуацию успеха.

7. Нота – Ля

Нота ЛЯ – это личностно-ориентированный подход.

Здесь хочется отметить, что все дети растут в разных социальных условиях и это надо обязательно учитывать, что для одного ребёнка кажется аморальным, для другого - норма, т. к. он живёт в таких условиях (неблагоприятная семейная ситуация).Наша с вами задача – не высмеивать таких детей, а помочь им максимально социализироваться.

8. Нота – Си

Вот мы и дошли с вами до последней нашей нотки, которую назовем не СИ, а самосовершенствование педагога.

Такая у нас профессия, которая требует от нас постоянно идти вперёд, изучать нашу культуру, искать интересные факты и истории, Вести детей за собой, делая этот путь волшебным, интересным и незабываемым.

Вот мы и создали основу нашей мелодии, которая называется духовно-нравственное воспитание и каждая нотка важна в этом стане. И если какая-нибудь из них «западает», то развитие гармоничной, самодостаточной и нравственной личности – невозможно. Поэтому, я от всей души желаю вам, чтобы ваша мелодия духовно-нравственного воспитания – не фальшивила!

Приложение 1.

Памятка для педагога

Пословицы о доброте

Доброму слову – добрый ответ.

Доброму везде добро.

Добрый человек придет, словно свету принесет.

Добрый привет и кошке приятен.

Доброму гостю хозяин рад.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Умный себя винит, глупый – своего товарища.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Как аукнется, так и откликнется.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Других не суди, на себя погляди.

Чего в других не любишь, того сам не делай.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Друзья познаются в несчастье.

Любишь взять – люби и дать.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Добро век не забудется.

Ласковое слово и бурю укрощает.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Не спеши карать, спеши миловать.

Добро помни, а зло забывай.

Добрые дела целыми веками живут.

Доброе дело веками помниться.

Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.

Слово лечит – слово и ранит

Приложение 2.

Памятка для педагога

Посеять в детских душах доброту, это значит:

1. Поощрять проявление внимания и чуткости у детей

2. Ласково и только по имени называть детей

3. Не обсуждать проступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей

5. Учить с детьми стихи о доброте

6. Составлять с детьми сказки о доброте

7. Использовать пословицы о доброте

8. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию

9. Не унижать ребенка

10. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете

11. Рассказывать родителям о добрых поступках детей

12. Найти сильные стороны у каждого ребенка

13. Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей

15. Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»

16. Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т. д.)

17. Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало

18. Можно вести книгу добрых дел в группе

19. Можно организовывать игры

Например:

Игра «Добрые дела» Это игра на каждый день, которая не ограничивается временными рамками. Участвовать в ней могут от одного человека до всей группы. Организатору игры (педагогу) нужно подыскать подходящий сундучок (или копилку, коробку с прорезью, а также изготовить из картона или пластика красивые монетки. Каждая монетка соответствует одному доброму делу. В конце дня попросите ребенка бросить в копилку столько монет, сколько добрых дел он сделал за день. Если малыш затрудняется, помогите ему отыскать хорошее даже в самых обыденных поступках. Игра помогает ребенку разобраться в морально-этической стороне жизни и стимулирует его на нравственные поступки.

Игра «Волшебный стул» Один из детей садится в центр на «волшебный стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Ласковые имена» Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т. д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»

Деловая игра

«Эффективное взаимодействие воспитателей и родителей»

Март 2015г.

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Задачи:

· Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

· Содействовать повышению уверенности в себе;

· Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Слайд 2.

Приветствие «Сбор рукопожатий»

Педагог-психолог предлагает педагогам разойтись по залу, а затем по его сигналу за 30 секунд предлагается всем участникам собрать как можно больше рукопожатий. Построится в шеренгу так, чтобы первым стоял тот, кто собрал больше всех рукопожатий, последним тот. Кто собрал меньше всех рукопожатий.

Слайд 3.

К основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО»

2. Игра «Подбери словечко»

Педагог – психолог предлагает педагогам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.

Слайд 4. Приложение 1


2.Упражнение «Сортировка»

Педагог-психолог раздает педагогам листочки, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим коробочкам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра , телефонный разговор, почта.

Предложить воспитателям выбрать по 1 пункту из каждого раздела и объединить их общей целью.

Пример:1. День открытых дверей.

2. Памятка в родительском уголке «Полезные игрушки»

3. Конкурс «игрушка своими руками».

4. Диспут «Организация игр с ребенком в семье»

Слайд 5,6. Приложение 2.

В ежедневной работе с родителями работе с родителями педагогу необходимо одно очень важное умение – умение резюмировать обширную информацию, излагать свои идеи, чувства и представления в нескольких словах. Хорошим способом тренировки данного умения является составление синквейна.

Цель: дать определение разным формам работы с родителями, составляя синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка –Кто, что? (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

2 строка – Какой? (два прилагательных, выражающих главную мысль)

3 строка – Что делает? (три глагола, описывающие действия в рамках темы.

5 строка –Кто, что? (заключение в форме одного существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему «Форум»:

Что? Форум (одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.)

Какой? Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Что делает? Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Что? Общение (заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом)

Педагог-психолог раздает педагогам слова, обозначающие форму работу с родителями, и предлагает им составить синквейн на данную тему.

Приложение 2.

Тематическая выставка, вечер вопросов и ответов, утренник, беседа, семинар, консультация, собрание, круглый стол , стенд.

Слайд 7,8. Приложение 3

Воспитателям часто приходится обращаться к родителям с различными просьбами, которые предполагают участия большого количества родителей.

Упражнение «Объявление»

Цель: упражнение воспитателей в составлении неординарного объявления для родителей.


Составьте яркое, шуточное объявление или приглашение для родителей

Приложение 3.

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь убрать группу после дезинфекции.

Составьте приглашение для родителей на акцию «Мой цветущий детский сад»

Составьте приглашение для родителей на субботник.

Составьте объявление для родителей с просьбой помочь оформить группу к Новогоднему празднику

Заключение

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Постепенно уходит не понимание, не доверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…»

Используемая литература:

Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 "Об образовании"

Чечулина педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

«Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.

Майер с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.

От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 7 – М., 2009.

Арнаутова связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.

Анастасия Полежаева
Деловая игра «Формы работы с родителями» с применением презентации

Подготовила:

Старший воспитатель Полежаева А. В.

Место проведения: музыкальный зал ОДО

Це ль: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями

План проведения:

Теоретическая часть «Что такое работа с родителями» (презентация)

Практическая часть – деловая игра «Формы работы с родителями»

Раздаточный материал памятки на каждую группу.

Подведение итога: обсуждение методических рекомендаций по взаимодействию воспитателей с семьей

1. Что такое работа с родителями?

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования

Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

В свою очередь, первая группа задач делится на две подгруппы:

Задачи информативного плана

Задачи обучающего плана

Решение группы задач обучающего плана невозможно без того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть его развитие, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию называют «психологией доверия».

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)

Формы работы с родителями:

Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей

Традиционные

Нетрадиционные

Индивидуальные формы

Беседы, консультации

Наглядно-информационные информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ) информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность

Помощь отдельным семьям в воспитании с общественными организациями родителей (родительский комитет)

Обратить внимание хочу на 4 пункт: Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения. Главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.

Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т. Харрис

Портрет современного родителя

Демократичные родители.

Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

Требуют от ребенка бесприкословного подчинения и не считают, что должны ему обеспечивать причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.

Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к школе, педагогам.

Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.

Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу, не хотят участвовать в воспитательном процессе.

Впрочем, родители бывают разными, и иногда их методы воспитания заставляют детей страдать либо превращаться в эгоистов. О том, что в общении с собственными чадами папам и мамам нужно находить «золотую середину», рассказал в своем ироничном и очень актуальном стихотворении «Какие вы родители?» поэт и сатирик Михаил Шварц, подчеркнув, что в вопросах воспитания детей никогда не стоит перегибать палку, иначе результаты могут оказаться весьма плачевными.

Сценарий деловой игры «Формы работы с родителями»

Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.

Необходимо разделиться на две команды.

Первый конкурс «Разминка»: вставь пропущенное слово. Сначала задания для одной команды, затем для другой.

Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители)

Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу)

Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция)

Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

Один из приемов активизации родителей. (Игра).

… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья)

Традиционная форма проведения родительского собрания. (Лекция)

Второй конкурс «Верно ли утверждение»

1. Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (неверно, это обязательно)

2. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)

3. Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (да)

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (да)

5. Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (да)

6. Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей (законных представителей) (нет).

Третий конкурс «Фразы для начала беседы с родителями»

Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.

Задание второй команде: найти «нежелательные» фразы и подобрать к ним «нежелательные» смысловые пары.

ОТВЕТЫ: «Неудачные» фразы:1,5,10,13,15.

«Нежелательные»- «Желательные» фразы: 2-8,3-17,6-4,7-9,12-16,14-11.

Четвертый конкурс «Решение педагогических ситуаций»

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.

Как Вы начнёте беседу?

2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. - Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

Пятый конкурс «Назови три самых…» ласковых слов ребенку лучших слов выражения благодарности родителям типичных замечаний детям ценных качеств личности родителя удачных слов-приветствий родителям хороших качеств личности ребенка ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя одобряющих ребенка высказываний воспитателя.

Шестой конкурс «Аукцион педагогических идей»

Командам дается 5 минут, чтобы записать на листке как можно больше традиционных и нетрадиционных форм совместной деятельности родителей педагогов и детей.

Седьмой конкурс «Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки»

Воспитатель детского сада – это:

а) «Добрая лошадка всех свезет»

б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это:

а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»в) «По способу пешего хожденья»

Блиц – опрос: каждый педагог отвечает на один вопрос на выбор, называя номер вопроса.

Примерные вопросы:

Сколько раз в год проводятся общее родительское собрание? (2)

Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (3)

Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателей (День открытых дверей).

Форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (Консультация)

Заочное консультирование – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная)

Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки-передвижки, плакаты)

Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду (Памятки, присутствие родителей в группе, анкетирование родителей)

Назвать метод, не относящийся к методам изучения семейной истории: наблюдение; беседа; анкетирование; интервью с родителями; лабораторный эксперимент.

Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т. д.)

Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний, недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т. д.)Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

Внешний вид: подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда аккуратная прическа, чистые волосы. Туфли, а не тапки и шлепанцы. Проявление персонального внимания каждому ребенку: во время утреннего приема спросить: «Что ты увидел интересного по дороге в детский сад?», «Какое у тебя настроение?»

Трансляция родителям положительного образа ребенка. Педагог старается никогда не жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ващ ребенок лучше всех!»

Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д. при этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется

Если родитель поделился с воспитателем проблемами семьи, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться даже с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.

Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.

Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.

Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.

Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.

Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.

Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.

Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли? Вряд ли он получит от этого удовольствие.

К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.

Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту.

Деловая игра для родителей «Гармония общения»

Пляскина Елена Прокопьевна

педагог-психолог

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 28»,

Психолого-педагогический центр «Лад»

г. Чита

Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми .

Игра-разминка . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Начать хочу со сказки.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.

Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.

Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.

Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,

а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.

Так проходил день за днем, и вот…

Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?

Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.

Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".

Давайте вспомним функции родительства.

Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка

Обеспечение безопасности

Обеспечение адаптации к жизни

Воспитание ребенка

Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.

Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.

Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.

Например:

Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.

Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.

А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.

Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.

Упражнение «Список правил»

1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.

2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.

3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?

Чего же ребенок ждет от родителей?

Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.

Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :

то, что мы хотели сказать,

что сказали,

что услышал собеседник,

что он понял,

что хотел сказать в ответ,

что сказал,

что мы услышали

и как его поняли .

Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.

Как мы слушаем детей и разговариваем с ними - целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.

Игра «Передай другому».

Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить . Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать . И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?

Притча о понимании.

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать

Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача - определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит

Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем.

Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать.

Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать.

Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие.

Одобрение, благодарность, радость.

Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.

Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.

Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки -все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.

Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.

Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».

Освоение техники «я-высказывания»

Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.

Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".

Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Почему все должна делать я? (Обида.)

Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.)

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности.

Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь?

Ты всегда без спросу берешь мои вещи!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять.

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю.

Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.

Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта